Собор Святой Софии (Софийский собор)

Фотоальбом:
Собор Святой Софии (Софийский собор) 0Собор Святой Софии (Софийский собор) 1Собор Святой Софии (Софийский собор) 2Собор Святой Софии (Софийский собор) 3Собор Святой Софии (Софийский собор) 4Собор Святой Софии (Софийский собор) 5Собор Святой Софии (Софийский собор) 6Собор Святой Софии (Софийский собор) 7Собор Святой Софии (Софийский собор) 8Собор Святой Софии (Софийский собор) 9

На территории современной России сохранился только один христианский храм XI в. – собор Святой Софии, архитектурный символ Великого Новгорода. Этот храм является выдающимся памятником русско-византийского зодчества, дошедшим до нас с тех давних времен. Громада собора возвышается над Новгородским кремлем и Волховом как часовой, поставленный на стражу города, зримо воплощая слова древних новгородцев: «Где Святая София — тут и Новгород!»


Софийский собор по своему архитектурному решению можно отнести к крестово-купольным храмам византийского типа. Такие церкви в плане представляют собой крест, в центре которого находится главный купол. Они широко представлены на территории исторической Византии, а также в некоторых странах, входивших в ареал византийской культуры. На Руси в XI в. под руководством византийских зодчих было построено всего 4 подобных храма, из них 3 на территории современной Украины, где в то время располагался центр Киевской Руси. Ближайшим прототипом нашей Софии послужила София Киевская, построенная незадолго до новгородского собора. Архитектурное сходство этих церквей, что называется «бьет в глаза», но есть между ними и существенные отличия. Как мы уже отмечали, главными заказчиками храмов были князья Ярослав Мудрый и его сын Владимир. Но правили они в разных, далеко отстоявших друг от друга, княжествах, поэтому поневоле в архитектуре храмов отразились черты местной природы, местного характера. Киевская София больше по размерам (все-таки центр тогдашней Руси находился в Киеве), пышнее по внешним формам (она имеет 13 куполов против 5 основных у новгородского собора) и архитектурному декору.


В то же время строгость форм и компактность объемов Новгородской Софии как нельзя лучше передавали сущность новгородского характера – сдержанность, граничащую с суровостью, простую, но величавую мощь. Сложенный из почти не обработанных плит волховского известняка, с возвышающимися над ним простыми шатровыми куполами (только позже они были переделаны на купола шлемовидного типа, центральный из которых позолотили), новгородский храм поражал взор своей суровой лаконичностью и монументальностью. Но стоило прихожанину зайти внутрь, как он попадал словно в другой мир. Красочные фрески на стенах собора, богатейшая церковная утварь, сверкание драгоценных окладов икон и золоченых паникадил, величавая Литургия – все это создавало для него образ «неба на земле». И такой контраст как нельзя лучше отражал одну из основополагающих идей христианства – главным для человека является то, что внутри него, его бессмертная душа, то есть идею превосходства внутреннего над внешним.


Высота Софийского собора составляет около 40 м., его каменные стены, скрепленные известковым раствором с примесью толченого кирпича (так называемой «цемянки») имеют толщину более 1,2 м. Кроме применения цемянки, в конструкции храма можно выделить и множество других характерных византийских архитектурно-строительных приемов. Так, его арочные перемычки и своды выложены плинфой (тонким обожженным кирпичом), в стены апсиды храма вмурованы голосники – керамические сосуды особой формы, причем некоторые из них имеют выход наружу. Применение системы таких голосников приводит к отсутствию в соборе эха и значительно улучшает его акустику.


В конструктивных особенностях Святой Софии отчетливо прослеживаются и местные строительные приемы, к которым прибегали греческие и русские мастера, выполняя заказ новгородского князя. К ним можно отнести необычную высоту хоров, превышающих нормы византийской архитектуры, а также весьма своеобразный ритм разновеликих закомар, также не имеющий аналогов ни в Византии, ни в западной архитектуре. И такое «нарушение канонов» стало очень характерным признаком северной христианской архитектуры в дальнейшем, так как новгородский храм стал образцом каменного зодчества Руси на столетия вперед. Этот образ сдержанной и величавой северной красоты воспроизводится в храмах Ладоги, Изборска, Владимира, отражается в могучих соборах Псково-Печерского монастыря и в сельских скромных северных церквах.

470